Жалкие лгуны или профессиональные аферисты?
Минфин ещё раз наглядно всем показал, что в его исполнении бюджетная резолюция на три года — это не переход к среднесрочному планированию, а непрофессионализм в кубе.
8 июня Верховная Рада с громадным скрипом в первом чтении приняла законопроект, которым гарантируется на уровне государства предоставление гражданам страны медицинской помощи и лекарственных средств.
14 июня Кабинет министров с большой помпой утвердил «Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 годы». Чиновники от здравоохранения решили увязать два эти документа, показав скептикам, что подозрения по поводу перспектив финансирования медицины необоснованы.
Так, замминистра Павел Ковтанюк сообщил, что Кабмин выделит существенное финансирование на медреформу. За следующие 3 года бюджет на гарантированный пакет медуслуг вырастет с 55 аж до 81 миллиардов гривенн к 2020 году, то есть, почти на 26 млрд. Чиновник за это даже поблагодарил Министерство финансов.
На первый взгляд всё правильно и логично, и прибавка в 1 миллиард долларов на нашу украинскую медицину выглядит весьма солидной. Однако всё дело в том, что в технико-экономическом обосновании от 6 июня под законопроект о медицинской помощи значатся совсем другие цифры. В частности, в рубрике «Прогнозные расчёты расходов на охрану здоровья» указано, что только по линии Национальной медицинской службы медицинская субвенция должна составить: в 2018 г. — 70 млрд 814 млн грн., в 2019 г. — 90 млрд 287 млн грн., в 2020 г. — 115 млрд 116 млн грн.
Таким образом, получается, что Министерство финансов, с одной стороны, действительно увеличило бюджетное финансирование медицины почти на 26 миллиардов грн, но при этом обрезало прогнозное финансирование МОЗ почти на 34 млрд. грн. И это только по 2020 году. А в целом эксперты подсчитали, что общее сокращение медицинской субвенции за три года (2018-2020) составит 55,3 млрд. грн. Для сравнения — это почти равно объёмам медицинской субвенции за весь 2017 год.
О чём в данном случае идёт речь — о проявлении «политической воли» или о банальной ошибке?! Почему чиновники разных ведомств хвалят документы, не читая их, даже если они противоречат собственным расчётам? Все живые люди, и, конечно же, кто-то из клерков мог ошибиться на пару миллионов, но чтобы на 55 миллиардов?! Это новый рекорд Минфина, причём старый был установлен совсем недавно, когда выяснилось, что министерство просчиталось где-то на 30 миллиардов в финансировании коммунальных льгот и субсидий. Минфин ещё раз наглядно всем показал, что в его исполнении бюджетная резолюция на три года — это не переход к среднесрочному планированию, а непрофессионализм в кубе.
Как можно доверять авторам медицинской реформы, если они предполагают одну сумму, им дают на 55 миллиардов меньше, а они ещё и спасибо говорят? Так поступают только аферисты, которым всё равно, сколько осваивать, а не специалисты, у которых каждая гривна на счету. Ситуация с финансированием медицинской реформы наглядно показывает, что этому правительству и этой власти нельзя доверять ни по одному вопросу.
Если Кабмин предъявит точные расчёты по новым пенсиям, многих граждан постигнет глубокое разочарование — им светит только копеечное повышение. В нормальном государстве после таких конфузов кто-то должен уходить в отставку: либо министр финансов, либо министр здравоохранения. Как минимум, за обман граждан. Но у этой власти нет ни чести, ни совести! Опять будут делать вид, что ничего страшного не произошло.
Автор: Виктор Баранский