Вице-адмирал ВМС Украины Сергей Гайдук рассказал о состоянии флагмана украинского флота — «Гетьмана Сагайдачного».
По его слова, срок эксплуатации корабля истекает в следующем году.
«Мог бы служить и дольше — но жизненный цикл корабля сократился из-за постоянных проблем с финансированием»,
— пояснил Гайдук.
Кроме того, проблемы появились и при плановых ремонтах флагмана. Для кораблей такого класса доковый ремонт проводится один раз в два года.
«К сожалению, качество этих поддерживающих ремонтов, которые проводились николаевским заводом имени 61 коммунара, оказалось очень низким. Из двух заявленных в ремонт корабельных дизель-генераторов один вышел из строя еще на гарантии. Причем эту поломку не смогли устранить даже в течение гарантийного срока. Дошло даже до прокуратуры, которая пыталась оштрафовать николаевские верфи почти на 700 миллионов гривен»,
— объяснил вице-адмирал.
Выходом для украинских ВМС вице-адмирал видит строительство новых кораблей, адаптированных под стандарты НАТО
От себя:
Краса и гордость украинского военного флота – флагман Военно-Морских сил – фрегат U-130 «Гетман Сагайдачный» является одним из первых кораблей, построенных уже после обретения страной независимости. Был заложен 5 октября 1990 года как сторожевой корабль (заводской №208) проекта 11351 «Нерей» для морских частей погранвойск. На воду спущен 29 марта 1992 года, а в июне корабль был передан ВМСУ и был назван в честь гетмана Петра Кононовича Сагайдачного.
Строили корабль специально для вооружённых сил Украины: в строй корабль вошёл 2 апреля 1993 года. Военно-морской флаг Украины был поднят на корабле 4 июля. До июля 1994 года носил бортовой номер «201», затем, по новой принятой системе обозначений – U-130.
Проект 11351 «Нерей», восьмым кораблём которого стал «Гетман Сагайдачный», родился из проекта 1135 «Буревестник». Главными задачами кораблей проекта было истребление атомных подводных лодок противника во время длительного патрулирования в мировом океане, а также сопровождение и охрана кораблей и суден во время длительных переходов морем. Впервые флот получил относительно небольшой газотурбинный корабль, со столь мощным противолодочным вооружением (включая ракетный комплекс «Метель») способный действовать не только в океанах, но и в морях.
В 1970-х прекрасные мореходные качества кораблей проекта «Буревестник» приглянулись пограничникам для выполнения задач патрулирования в 200-километровой экономической зоне Тихого океана. Согласно тактико-техническому заданию, под руководством главного конструктора А.К. Шнырова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В.Г. Басова, были произведены многочисленные изменения в «Буревестнике». Демонтировали кормовой комплекс вооружения – вместо него разметили взлетно-посадочную площадку для вертолёта с ангаром, два 30-мм автомата и РЛС управления «Вымпел». Комплекс противолодочных управляемых ракет заменили одной 100-мм артиллерийской установкой АК-100. Серьёзные изменения коснулись гидроакустики: добавили подкильную ГАС «Платина-С» и буксируемую ГАС «Бронза». Корабль облегчился в вооружении, но стал лучше «видеть» и «слышать». Его водоизмещение выросло на 370 тонн, но это компенсировали увеличением мощности форсажных двигателей, что позволило сохранить скорость.
Корабли проекта «Нерей» строили в Украине – на керченском судостроительном заводе «Залив».
Последний из достроенных кораблей серии – U-130 отличается от своих предшественников дополнительным оснащением активными успокоителями качки.