Да тут такое бабло вкачивается в новую концепцию "Полный Технологический Провал Рашки в Сравнении С Гениями", что закачаешься.
http://www.rbc.ru/opinions/business/06/06/2016/575557..
Ну что ж, разберём враньё в статье.
> Нарратив про «неумелого Маска» пережил 100 тыс. выпущенных электромобилей
Выпущенных не им, а фирмой, в которой он купил часть уже после создания. Видимо, это как-то показывает его "умелость"? Странно, а когда, допустим, мальчику Гиви папа покупает банк, и этот банк приносит прибыль, "гениальность банкира Гиви" почему-то подаётся совершенно иначе. Видимо, дело в имени.
Почти 100 тысяч, для фирмы, которая с 2003 года - ну, кхм, один только китайский BYD выпустил за пару лет больше:
http://www.proenergo.net/2016/01/electrobus-BYD-in-ch..
И это только автобусов - они сложнее и технологичнее. А ещё машины, скутеры.
> 30 успешных ракетных запусков
Креативный подход про "Раз взлетело, то успешно" я уже разбирал в другой статье - говоря же просто, если основной целью проекта был повторный запуск уже использованной ступени, то успешных запусков было нуль. Цель не достигнута - а то, что оно вообще летает - ну, мало ли что летает - это никак не пересекается с "Фирма, созданная ради запуска с возвратом первой ступени и повторным использованием, смогла это сделать".
> сотни тысяч инсталляций солнечных панелей SolarCity
Инсталляцией там считается 1 монтаж батарейного модуля (т.е. общий объём всех установок вообще - это небольшой городок, меньше, допустим, китайских инсталляций в Тибете, которые сейчас самые крупные в мире - про это, правда, не пишут в рукопожатных СМИ) - кстати, модуля, произведённого в Китае, потому что своё производство в Buffalo, New York, только строится. Да, и опять со срывом сроков:
http://www.buffalonews.com/business/solarcity-delayin..
Планировали же в феврале 2016го, и опять всё просрали. Как с гигафактори, как с тесловским заводом - везде всегда срыв за срывом, всегда ошибки "успешного менеджмента". Дважды переносят срок у фабрики в Buffalo - вначале "на несколько месяцев", теперь "до середины 2017го".
> Маск с десяти лет программирует, в 12 лет первый раз продал написанную им программу.
Многие люди программируют и с более нежного возраста, а насчёт продажи программы - ну, у кого из программистов нет подобной легенды? Просто интересно, почему после успешной продажи программы в 12 лет дальше как-то не пошло ничего.
> В 23 года получил степень бакалавра по физике в Университете Пенсильвании
Гордиться обучением в полностью платном ВУЗе, в который надо только занести деньги, и никакого конкурса не будет - как-то странно. Ну да, у родителей были деньги. Это не хорошо и не плохо - это просто ничего не говорит о том, за кого заплатили. У меня есть несколько знакомых семей людей, которые успешно в 90х подняли большие деньги и отправили детей обучаться в престижнейшие ВУЗы - честно говоря, детьми, кроме наркозависимости, оттуда ничего не привезено.
> Анализ материалов о Tesla Motors позволяет выделить пять групп уникальных технологических решений: 1) постоянно обновляемое, полностью программное и интегрированное управление двигателем, подвеской и всеми системами автомобиля;
У любого китайского электротранспорта - от скутера до автобуса - то же самое. Контроллер, прошиваемый-программируемый, на который всё завязано. Всё с него управляется. Автор просто верует, что это уникально для Теслы, потому что сам не изучал матчасть.
> 2) автопилот, позволяющий водителю не участвовать в управлении автомобилем большую часть маршрута
Автопилот только тестируют, и больше десятка фирм - от гугла и эппла до ауди и BYD. Стандартная сказка - что про его наличие, что про уникальность для Теслы.
> 3) система предотвращения воспламенения батарейного блока, сочетающая программный код, управление температурным режимом и химические реагенты
Жидкостное охлаждение батарейного блока - у каждого электроавтомобиля. В китайском Шеньчжене электротакси целый день бегают, при +35 градусах - и в таком режиме годами работают.
> 4) «тележка» Model S, в которую интегрирован батарейный блок, обеспечивающая за счет этого превосходную устойчивость автомобиля
Разработана фирмой Lotus, точнее адаптирована для низкого расположения батарейного блока. Так опять же почти у всего электротранспорта, потому что батарейки тупо некуда девать больше.
> 5) задние двери автомобиля Model X, являющие собой усложненный вариант «ласточкиного крыла» — конструкции, которая из-за своей сложности не применяется ни в одном из серийно выпускаемых сейчас автомобилей.
Оказывается, наличие у одной из моделей - речь только про Model X - таких же дверей, как у приснопамятного автомобиля из "Назад в будущее" из 1980х - это технологический прорыв всей фирмы Tesla в 2016 году, вот как. Обалдеть насколько у автора кругозор масштабный, да.
Эта модель, которую он приводит, кстати, самая набитая проблемами: http://jalopnik.com/the-tesla-model-x-is-suffering-fr.. , среди которых эти самые двери - лидер.
У прототипа с такими же дверями, кстати, таких проблем почему-то не было - да и, в отличии от Model X, всю выпущенную серию (около 2.700 штук, ха-ха, всю серию, целиком!) назад не возвращали на доделывание.
Так что обзор "Пять уникальных нововведений" откровенно "удался", что уж тут
Продолжим.
> «Экологический урон», наносимый электромобилями окружающей среде, критики Маска оценивают так:
Это не критики Маска, а правительство Сингапура и эксперты.
> а) предположим, что электричество, используемое для зарядки Tesla, получено от угольной ТЭС
Там не такая методика оценки совсем, автор врёт. Сравнивается со средним выбросом углекислого газа для всех видов источников - т.е. с числом, которое ощутимо меньше, чем в случае "угольной ТЭС". Да, а ключевая претензия там в том, что Маск врёт про энергопотребление, фактически киловатт-часы другие:
> Эксперты комиссии пришли к выводу, что на каждый километр Model S расходует 444 ватт-часа, что соответствует 222 граммам углекислого газа. При этом производитель электрокара заявляет, что машина расходует всего около 210 ватт в час.
И врёт более чем в два раза. Т.е. все рассказы про Теслу даже в плане электропотребления надо на 2 делить.
> б) сравним выбросы этой ТЭС с выхлопом лучших, самых экологичных гибридных автомобилей, таких как Toyota Prius, и получим удивительный результат: Prius «чище» Tesla. Конечно, это глупость.
НИМОЖИТБЫТЬ ВЫВСЁВРЁЁЁЁТИИИИИ НИМОЖЕТ МИРЕКАНСКАЯ МАШИНА БЫТЬ ХУЖЕ ЯПОНСКОЙ - как бы сообщает нам автор этим глубокомысленным "Конечно, это глупость". Глупость - это на теслу дрочить, паникуя при виде сравнения с числами и фактами.
Далее автор уже вообще уходит от конкретики и:
- пытается оправдать убыточность Теслы, ссылаясь на "да, она убыточна, но акции-то что-то стоят"
- пытается оправдать то, что она убыточна при дотациях тем, что "так положено" - мол, если ты экологией занимаешься, то ты убыточен (вот уж китайские производители батарей и электроскутеров офигели) и это нормально, пусть за твои убытки платят все остальные
На пункте про Powerwall стратегия меняется на супер-рамочную - "Давайте взглянем с другой стороны - Маск ведь никаких чудес и не обещал, а в общем и целом батарейки, когда они появятся, то, что он в принципе обещал, смогут". Т.е. вопрос "Хули батареек нет?" получает ответ "Знаете, а зато когда они будут, вы сможете ночью заряжаться, и скажите, что это не так!". Это, конечно, так - но вообще-то обещания были другие и вполне конкретные, и все из них оказались ложными.
Отдельно, конечно, доставляет пример про то, что в некоторых странах цена солнечного киловатта уже почти как обычного - при этом, как обычно, забывается про дотации. Т.е. сравнивается цена, а не себестоимость. Ну, при нужном уровне дотаций можно вообще пообсуждать "А зачем нам не-солнечная энергетика, если солнечный киловатт бесплатный?".
Под конец автор вообще скисает и пишет про Hyperloop, что:
> Маск подумал, что задача может быть решена гораздо быстрее и дешевле, и поручил своим инженерам подготовить концепцию сверхбыстрого поезда на магнитной подвеске, перемещающегося в вакууме. Инженеры исполнили эту задачу, и в августе 2013 года на свет появилась такая концепция, которая сразу же стала общедоступной. Ни Илон Маск, ни одна из его компаний не имеют отношения к реализации концепции.
Фотофиниш - отношения не имеет, потому что ничего нет, но отношение имеет.
Что ж, господа пропагандисты - плохо у вас, очень плохо. Вы, гуманитарии, нафантазировали, а выяснилось, что ваши фантазии - сплошь враньё и выдумки, не выдерживающие минимальной критики. И если чуть-чуть копнуть в сторону от маркетинговой мишуры - откроется унылое зрелище.
Но, однако, интересная волна пошла от казалось бы, простых публикаций. Т.е. это целое движение про "отсталую рашку-какашку и роскошные миреканские лазерные электросумалёты за 1 доллар штука" споткнулось и стало лихорадочно оправдываться. Рулоны статей в дорогих платных СМИ типа РБК, панические оправдания вида "мне нечего возразить по сути но какой смысл всё это читать ведь Маск гений" - всё это плохо пахнет и выглядит. Кто-то хорошо удобрял почву для кудриных и иже с ними, чтобы на лошадке "Итак, мы отстали, и ничего уже не поможет - какое импортозамещение, какое производство, смешно же, только сдаваться и может быть добрые хозяева возьмут нас в Нарисованное Роскошное Будущее подмастерьями, разрешат добывать руду, другое нам и не светит, увы" они могли въехать в светлые палаты белокаменные?
И смех и грех - вначале была концепция "Ну вот и всё, вот сейчас нам удалённо все айфоны выключат, потом импорт запретят, и мы останемся в валенках и ватниках, и никаких перспектив, ну вот тогда народ и воспрянет". Прошло пару лет - а несмотря на регулярные завывания "Вот-вот ща бунт будет, ведь хамона нет. Айфоны новые не завезут - ой, ща народ-то вскинется! Так, интернет отключат! Да что ж такое, ничего не происходит..." всё тихо, а производство, внезапно, стало подниматься. И увидев, что игра на "Санкции действуют, шикарно действуют, вот-вот голодные люди скинут ненавистного чекиста и посадят успешного человека с MBA и чтобы чикагские мальчики в дорогих костюмах и всё такое вот с закруглёнными уголочками, эх заживём" не получилась - решили зайти с новой стороны. С "А давайте не обращать внимания на то, что с санкциями ничего не вышло, давайте более общо - расскажем о диком, невозможном отставании, которое нельзя обсуждать потому что не имеет смысла, и вот под этим флагом-то подведём к мысли о том, что Кац предлагает сдаться и смиренно просить господ о местечке при кузне".
Иначе, парни, я не понимаю, откуда такой хайп начался. Ну я написал статью - по мотивам постингов, которые я с год уже писал. Ну да, пихают Маска во все щели во всех рукопожатных новостях, дрочат на него, вздыхая и охая - ну нельзя это не откомментировать стёбно-то? Я собрал эти комментарии и написал статью. Конаныхин ещё - ну, он тоже - как человек, работавший в космической сфере, глядя на агонию SpaceX, написал про то, в чём разбирается (я ж тоже не просто так про теслу пишу - три года с электротранспортом в личном владении, с ремонтом-апгрейдом и прочим, они лучше дают представление о предмете, чем рекламные проспекты Теслы).
И вы смотрите, какой вал оправданий и на каком уровне!
Наступили на горло песне-то, хе-хе.
То ли ещё будет, чую.
Ссылка