Профессиональный одесский резчик по дереву и кости Сергей Полунин — о Хотэях и колобках, зубах кашалота и клюве каракатицы, Хелависе и белом драконе, самолётных моторчиках и правиле 10 тысяч часов, китайском трудолюбии и японской нищете.
— Какой материал вы обычно используете для резьбы? В каких пределах варьируются цены на исходное сырьё?
— Самый лучший материал — бивень мамонта, он наиболее доступен и оптимален по соотношению цена/качество. Следующее по популярности сырьё — зубы кашалота: в Одессе в силу легендарного китобойного прошлого они есть практически в каждой семье, привезённые в 70-е годы из-за границы или подаренные друзьями в качестве сувениров. Поначалу я покупал всё это хозяйство на Староконном рынке, сейчас по большей части ищу в Интернете. Правда, один материал другому рознь: если цены на бивни мамонта колеблются в пределах 25-300$ за килограмм, то зубы кашалота стартуют с отметки 200 и достигают 500 долларов. Интересно, что в Китае бивень мамонта гораздо дороже, чем у нас, местные мастера в основном режут по дереву и берут невероятным трудолюбием и тщательностью. В Японии же, где древесина всегда была на вес золота, испокон веков режут из всего, что под руку подвернётся, там утонченность и миниатюрность родилась из нищеты, но при этом японские изделия отличаются потрясающим дизайном — обыгрываются недостатки материала, как модно сейчас говорить в среде программистов, из бага делается фича.
Вместе с тем в США, к примеру, торговля любыми бивнями на сегодняшний день запрещена законом: это было сделано с целью защитить от истребления и так уже изрядно поредевшую популяцию африканских слонов. Недавно знакомые ребята под Киевом обнаружили речную заводь, на дне которой лежала целая груда бивней, вытащили пару штук, пробовали высушить — но это целое дело! Правильное просушивание занимает года три, там есть ряд тонкостей и нюансов, без соблюдения которых даже вроде бы абсолютной сухой бивень может в один прекрасный день просто взять и рассыпаться на мелкие кусочки.
Наиболее подходящий для резьбы бивень — возрастом порядка 10-20 тысяч лет, всё это время пролежавший в вечной мерзлоте или, например, в глине, через которую не проходит воздух, мне такой однажды привезли из-под Белгорода-Днестровского, симпатичного коричневого цвета. Кроме того, я частенько занимаюсь резьбой по дереву — для этих целей идеально подходит самшит, вишня, железное дерево. Сейчас вот в мастерской валяется ножка от табуретки, сделанная из моржового бакулюма — той самой длинной кости, которая в просторечии именуется хрен моржовый, со временем сделаю из неё что-нибудь интересное.
Хотя, пожалуй, самый необычный и экзотический материал, с которым мне приходилось работать — клюв каракатицы: товарищ был в рейсе, поймал в Индийском океане каракатицу, зажарил, а клюв привёз мне — очень необычной формы, как у попугая, материал не слишком подходит для резьбы, но, тем не менее, работать было интересно.
Сергей Полунин с супругой
Полностью тут