Показалось интересным:
Ткачев Юрий
20 ч ·
Скандал с ребёнком, которого отказался отпевать священник Московского патриархата из-за того, что тот был крещён в церкви Киевского патриархата, вызывает у меня тягостное недоумение.На дворе, блин, XXI век, а в одной из крупнейших стран Европы тысячи пользователей соцсетей чуть ли не анализом канонического права занимаются и цитатами отцов Церкви друг друга бомбардируют.
Но даже не в этом дело.
Церковь - это всегда "заморочки". Я говорю "заморочки" без негативной коннотации. Вот к примеру для меня было шоком, когда я гостил у знакомых евреев и узнал, что мясо и масло надо резать разными ножами. Это для меня было, ну, странно. Но я, опять же, не стал себя грузить. Ну, вот у людей такая "заморочка". Имеют право. Даже если для меня это смотрится странно. И если я, зная о наличии этой заморочки, буду мазать масло на хлеб "мясным" ножом, то по факту буду неправ я - пусть у меня есть и 100 000 разумных и логичных аргументов против этой традиции. Это вера, логика тут не рулит.
То есть, анализировать те или иные традиции, принципы и запреты любой церкви с точки зрения светской, секулярной логики не имеет смысла. Если человек осознанно присоединяется к какой-то церкви, становится воцерковленным, соблюдающим её нормы и принципы, то логично, что эти принципы надо соблюдать все и полностью. И, принимая соответствующее решение, неплохо бы с этими принципами ознакомиться.
Т.е. вот я, к примеру, не удивлюсь, если у меня возникнут трудности с крещением ребёнка (буде я захочу его крестить), потому что я не венчался с моей спутницей жизни по церковному обряду. И если завтра я внезапно осознаю необходимость прильнуть к Православной церкви, то я, конечно, должен буду принять необходимость как минимум покаяться за годы жизни "во грехе". Хотя сейчас я никакого "греха" в этом не вижу, конечно. Но ПО ИДЕЕ если мои внутренние убеждения приведут меня к необходимости прийти к жизни по православной традиции, то я такой грех в этом ДОЛЖЕН БУДУ увидеть, и даже не готовность, а стремление в этом грехе покаяться будет для меня полностью логичным в новой логике моего мироощущения. Потому что иначе - извините, если что-то в традиции этой церкви кажется мне неправильным, то, может быть, мне просто к другому доктору, в смысле, в другую церковь?
Ну и вот мы подходим к ситуации: есть погибший ребёнок, есть его родители. Которые желают провести обряд в традиции одной из церквей. Это значит, что они должны соответствовать требованиям, которые предъявляет к своим прихожанам эта церковь. Опять же, не имеет смысла рассуждать, разумны ли эти требования - они ВОТ ТАКИЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ТАКИЕ, потому что в этой конкретной церкви принято относиться к этому так, а не иначе.
Для УПЦ МП обряды УПЦ КП не имеют "законной" силы. Это не предмет для дискуссии ВНЕ церкви, это данность. Как "мясной" и "молочный" ножи у соблюдающих иудеев. Мы или принимаем это, или идём в другую церковь.
Т.е. я понимаю людей, которые считают эту позицию УПЦ МП нелогичной и неразумной с точки зрения светской логики. И я понимаю людей, которые считают её справедливой в церковной логике. Но я не понимаю людей, которые, рассуждая в светской логике и руководствуясь этой светской логикой, рассказывают, что должна и чего не должна делать церковь, живущая в своей, церковной логике. И уж совсем трэш, если они называют такую позицию негуманной. Потому что "жестокость" такой позиции имеет значение лишь для людей воцерковленных, у которых эта проблема вообще не возникнет. А для людей невоцерковленных проблема не имеет содержания.
Проще говоря, если вы светский, внецерковный человек, то для вас ритуал отпевания - часть ЧУЖОЙ традиции. Если же вы человек воцерковленный, то для вас, конечно, должно быть важно, в каком храме крестили вашего ребёнка. Не потому, что это важно вообще. А потому, что это важно для той церкви, к которой вы себя относите.
А конфликты вроде этой истории с отпеванием возникают только в откровенно больном обществе вроде нашего, где ни веры толком нет, ни здоровый агностицизм не приживается, а граждане, желающие быть одновременно и умными, и красивыми, болтаются между церковью и светской традицией как, прошу прощения, г*вно в проруби.